Infiniti. Четверть века позади
Многие десятилетия автомобильные компании всех мастей стремились к тому, чтобы удовлетворить потребности любого своего клиента, вне зависимости от размера его кошелька. Но не всегда сделать это можно, используя одно и то же имя. Трудно продать, например, недорогую и неприхотливую малолитражку и одновременно убеждать толстосума, что ему позарез нужен дорогущий, шикарный автомобиль, который почему-то называется так же, как и тот дешевый. Именно поэтому у Honda появилась Acura, у Toyota – Lexus, а у Nissan – Infiniti. У каждого из этих люксовых подразделений были и есть свои цели и задачи, но сегодня мы поговорим лишь об одной из таких компаний. Об Infiniti. Оглянемся назад и посмотрим, что было причиной ее появления, как это произошло и что из этого получилось.
Предыстория
Официальной датой рождения Infiniti является 1989 год, однако работа над созданием марки началась на четыре года раньше, одновременно с возникновением внутри Nissan секретной группы Horizon Task Force. Именно ей предстояло до мелочей проработать стратегию вывода нового бренда на рынок. Причем, японцам нужно было не просто представить Infiniti публике, а сделать это так, чтобы раз и навсегда убедить потенциальных клиентов в том, что автомобили этой марки особенные, и владение ими дает определенный статус и привилегии.
Дабы понять, зачем компании Nissan нужно было создавать отдельный бренд, нужно понимать, что 80-х годах прошлого столетия в США (а именно там был крупнейший и самый заманчивый рынок в мире) балом правили местные и европейские автомобильные компании. Японские же, и Nissan в частности, воспринимались янки как производители недорогих, неприхотливых и малопрезентабельных автомобилей. И они находили свою аудиторию, но настоящего успеха, признания и уважения в Америке можно добиться лишь тогда, когда ты предлагаешь по-настоящему люксовые машины со всеми «наворотами». А поскольку компания Nissan очень хотела покорить этот рынок, но не могла (в силу вышеизложенных причин) делать это под своим именем, ей не оставалось ничего, кроме создания нового бренда с идеально продуманной философией.
Ни одна серьезная компания не может обойтись без имени, эмблемы и логотипа, ведь в них, как правило, и заложена та самая суть философии бренда. А раз уж это так важно, к разработке эмблемы привлекаются лучшие маркетологи, рекламщики и дизайнеры. Nissan объявил тендер среди рекламных агентств, которым и предстояло создать все символы новой марки. Главное, чего хотели японцы, чтобы название было коротким, таким, чтобы его невозможно было произнести неправильно, и оно не должно было напоминать о чем-то, что связано с искусством. Тендер выиграло агентство Lippincott Mercer, работавшае с такими гигантами как Coca-Cola, Samsung, Chevron и IBM. За основу имени американцы предложили взять слово infinity, то есть «бесконечность», заменив в нем последнюю букву на «i», посчитав (и в Nissan с этим согласились), что так название выглядит более динамично. Ну, а что касается эмблемы, то она полностью подчинена имени и символизирует дорогу, идущую в ту самую бесконечность, хотя иногда в ней видят и символ горы Фудзи.
Помимо создания «одежды» фирмы и разработки собственно автомобилей, о чем речь пойдет дальше, у Infiniti должно было быть нечто большее, чем видимая роскошь. Японцам, во что бы то ни стало, нужно было удивить потенциальных покупателей. И они нашли смелое, но уникальное по тем временам решение, суть которого в максимальной открытости и лояльности к клиентам. Вплоть до того, что на время сервиса им предлагали подменный автомобиль, чего в то время в Штатах не могла позволить себе ни одна другая компания. И это, наравне с прочими факторами, сработало. Забегая вперед, скажу, что очень скоро Infiniti стала той компанией, которая многократно побеждала во всевозможных исследованиях удовлетворенности клиентов.
Наступление
Но главное во всей этой истории, это все-таки автомобиль. Своего первенца Infiniti представила в январе 1989 года в Детройте. То была модель Q45 – роскошный седан с бензиновым V8, построенный на базе Nissan President. Он великолепно управлялся, обладал отличными динамическими характеристиками, но, к сожалению, не особо отличался привлекательным дизайном. И это была проблема, поскольку к внешности люксовых автомобилей американцы требовательны. Как результат, продажи оказались не на том уровне, на который рассчитывали японцы. Спасло ситуацию лишь то, что сеть дилерских центров Infiniti очень быстро разрослась до 50. А пока суть да дело, в компании взялись за разработку следующей модели – купе М30 с 3-литровым V6. В его основе, как и в случае с Q45, лежала платформа Nissan. На этот раз модели Leopard. И именно M30 компания Infiniti обязана по-настоящему стремительному росту своей популярности.
Дальше – больше. Зная, что многие, кто хотел бы владеть Infiniti, просто не могли себе этого позволить, компания создала относительно недорогой седан G20, который в первый же год производства разошелся тиражом в 13 тысяч экземпляров, а в 1994 году и того больше – 18 тысяч.
Но достаточно ли одних только седанов и купе для абсолютного и бесповоротного покорения американцев? Конечно же, нет. Янки всегда питали страсть к внедорожникам, и в Infiniti поступили бы очень глупо, если бы не дали им такой автомобиль. Первенцем в этом отношении выступила модель QX4, дебютировавшая в 1997 году. Это была люксовая версия Nissan Terrano со 168-сильным 3,3-литровым мотором. И полным приводом, само собой.
За 10 лет Infiniti добилась в США больших успехов и со временем ее автомобили вышли за рамки американского рынка, начав наступление на Ближнем Востоке, Тайване, Южной Корее, Китае, России, Украине и других странах. Однако добыть победу – это лишь полдела. Куда сложнее успех удержать, ведь конкуренты отнюдь не дремлют, особенно в невероятно востребованном сегменте кроссоверов. Объяснять это господам из Infiniti не было никакой необходимости. В недрах инженерного департамента компании полным ходом шла работа сразу над несколькими новыми моделями. Одна из них, FX, несколько раз показывалась на публике в виде концептов, пока в 2003 году не пошла в серию, а вторая, QX56, встала на конвейер годом позже. Причем, каким бы шустрым и привлекательным ни был FX, американцам больше пришелся по душе именно QX56 – большой 7-местный внедорожник с 315 «лошадками», извлекаемыми из 5,6-литрового V8.
Споткнуться, но не упасть…
Казалось бы, дела у Infiniti идут лучше некуда – модельный ряд постоянно расширяется, покрывая все новые и новые сегменты, спрос на автомобили стабильный, качество на высоте… Увы, но иногда на ход событий влияет третья сила, и в данном случае угроза для компании исходила ни от кого-нибудь, а от ее родителя, то есть от Nissan. Японский автогигант столкнулся с серьезнейшими финансовыми проблемами, грозившими ему едва ли не крахом. И кто знает, чем все закончилось бы, если бы в 2005 году за спасение тонущего корабля не взялся Карлос Гон – великолепный, очень дальновидный менеджер, получивший за свои методы работы прозвище «убийцы расходов». Он в самые кратчайшие сроки встряхнул экономику концерна, но еще большее значение имело то, что Гон потребовал от дизайнеров коренным образом пересмотреть внешность моделей, в том числе Infiniti. И именно под его влиянием родилась G35 – одна из самых успешных моделей в истории марки. А далее последовали обновленные M35 и M45, а также G37, успевшая завоевать несколько престижных наград еще до того, как первые экземпляры появились в шоу-румах дилерских центров.
К концу первого десятилетия XXI века Infiniti вернула себе ненадолго утраченные позиции и продолжила развитие. В частности, в 2008 году дебютировал компактный кроссовер EX, самый маленький в модельном ряду, а вместе с ним появилось и следующее поколение FX. Два года спустя Гон лично представил в Лос-Анджелесе четвертую генерацию Infiniti M, а еще через несколько месяцев у компании появилось собственное подразделение по созданию спортивных спецверсий - Infiniti Performance Line. Особенностью автомобилей с приставкой IPL стали форсированные двигатели, аэродинамические обвесы и доработанные шасси.
Таким образом, благодаря Карлосу Гону Infiniti получила новую, более яркую жизнь, и своеобразным символом этих перемен можно назвать представленный в Женеве концепт электрического спорткара Emerg-E, использующего ДВС только для подзарядки аккумуляторов. Причем, до 100 км/час он способен разогнаться всего за 4 секунды, а это очень даже достойный результат. И кто знает, быть может пройдет какое-то время, и Emerg-E станет самым что ни на есть серийным.
Infiniti в спорте
Просуществовав два десятка лет, бренд Infiniti никогда по-настоящему не ассоциировался с автомобильным спортом (Infiniti Performance Line – не в счет). И лишь несколько лет назад руководством компании было принято решение о начале партнерства с командой Red Bull Racing Формулы-1. Формально это сотрудничество техническое, однако на деле в нем гораздо больше маркетинговой составляющей. И даже несмотря на то, что четырехкратный чемпион мира Формулы-1 Себастьян Феттель занимает одну из руководящих должностей в Infiniti, никакой другой помощи, кроме консультативной, немецкий гонщик не оказывает.
Единственное, что на сегодняшний день связывает автомобили Infiniti с большим автоспортом, это спецверсия кроссовера FX, названная Vettel Edition в честь упомянутого уже Себастьяна Феттеля.
Будущее
Возможно, этого не видно невооруженным взглядом, но Infiniti переживает сейчас важный этап своей истории. В компании очень многое меняется. Например, отныне она больше, чем прежде, нацелена на европейский рынок, о чем говорит почти завершившееся строительство завода в Великобритании. Параллельно Infiniti развивает сотрудничество с концерном Daimler, готовит к запуску сразу несколько новых моделей и работает над очередными концепт-карами. А дабы не потерять связь с историей, и даже укрепить ее, Infiniti переименовала весь свой модельный ряд в соответствии с теми правилами, которых придерживалась в самом начале своего становления. Седаны и хэтчбеки именуются не иначе как Q, а кроссоверы и внедорожники – QX.
И если раньше, чтобы создать Infiniti, достаточно было взять Nissan и сделать его лучше, то теперь, напротив, в модели Nissan японцы стараются внести что-то, что напоминало бы об Infiniti. Это ли не показатель того, что четверть века компания прожила не зря?
7 апреля 2014 года. Артем Киселев, InfoCar.ua
Источник: Infiniti.InfoCar.ua